18+

Информационная безопасность детей

Знать, какие чипсы любит твой ребенок, важнее, чем знать какие у него оценки

Директор по международным образовательным программам KidZania в Великобритании Гер Граус рассказал о том, нужно ли ограничивать детям доступ к соцсетям.

Поделиться:

В Москве завершилась пятая глобальная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch2018. Ее участники обсуждали необходимость модернизации привычной нам системы образования и вызовы, которые ставят перед школой современные технологии. Директор по международным образовательным программам KidZania в Великобритании Гер Граус прочитал лекцию о творческом подходе к обучению школьников. Публикуем выдержки его интервью “Коммерсанту” о том, стоит ли родителям и учителям опасаться, что современные дети все время проводят в интернете.

— В мире ведется активная дискуссия, нужно ли каким-то образом ограничивать использование интернета детьми. Вы сами пользуетесь и Twitter, и Facebook. Но как преподаватель не считаете ли вы, что сервисы, которые дают хорошие возможности взрослым, могут навредить школьникам?

— Я использую Twitter в том числе и для личных целей: комментирую футбольные новости, глупые высказывания политиков или фотографии знакомых. И я могу там читать твиты моей старшей дочери — это немаловажно. Я это делаю не для того, чтобы контролировать ее жизнь, а чтобы знать, что ей интересно, что кажется ей смешным. На мой взгляд, знать, какие чипсы любит твой ребенок, важнее, чем знать, какие у него оценки. Что касается детей в интернете… Если ваш ребенок сутками читает книги — вы не будете этому рады. Если ваш ребенок все время играет в футбол — возможно, вы тоже не будете рады. То же и с интернетом — все дело в балансе.

Знаете, я постоянно слышу, как родители ругают детей за постоянный просмотр телевизора. Но кто покупает им этот телевизор? Кто сам смотрит телевизор целыми сутками?

Возвращаясь к вашему вопросу, напомню, что в Англии по закону дети не должны пользоваться Facebook, если они не достигли 14 лет. Но разве хоть кто-то соблюдает этот закон? Интернет — потрясающая вещь. В нем есть некоторые опасности, но мы должны позволить детям самим разобраться в социальных сетях. И учить их так, чтобы они использовали интернет в благих целях, в том числе и для учебы.

— Но как объяснить обычным школьным учителям, которые уже привыкли считать социальные сети злом, что их можно использовать на занятиях? 

— Я не могу говорить о российской системе образования, но предполагаю, что в этом вопросе она не сильно отличается от британской. Учителя беспокоятся о безопасности школьников, и я могу их понять. Они переживают не только за контент, который видят дети, но и за то, что их ученики пишут в интернете. Когда я работал преподавателем, на публичной странице школы родители или ученики могли написать какие-то претензии. Иногда они были вежливы и обоснованны, но иногда там была откровенная ложь. Дети должны понять, что несут ответственность за публичное высказывание, которое они оставляют в интернет-пространстве. Это не значит, что нужно их ограничить — это значит, что нужно научить их принимать на себя ответственность. Даже взрослые часто не понимают, что простое комментирование в Facebook — это то же самое, что открытое письмо или жалоба. Это уже публичный документ.

— Учителя сами опасаются написать или выложить что-нибудь лишнее в соцсети, чтобы не получить выговор и увольнение. Ученики боятся отчисления за простую шутку в Twitter. Как нам всем мирно сосуществовать вместе?

— Моя дочь-школьница разбирается в интернете лучше, чем я когда-либо смогу. Я очень рад этому, но я понимаю, как сложно бывает учителю, когда вокруг него сидят 20 человек, которые знают о технологиях гораздо больше, чем он сам. Учителям нужно перестать этого бояться. Но и ученикам нужно понять, что они могут использовать телефон или планшет, только если это действительно уместно. Сами по себе гаджеты не вредны, они могут стать отличной помощью для проведения урока. Проблема не в технологиях, проблема в нас.

— Еще одно опасение учителей: если позволить детям использовать гаджеты, они не станут глубоко погружаться в материал. Информация, которую ты быстро получил, так же быстро забывается. С другой стороны, возможно, через 20–30 лет уже не нужно будет запоминать так много информации — быстрее и удобнее будет «загуглить».

— В большинстве школ в Англии учащимся нельзя «гуглить» на уроке. Во многих школах в компьютерных сетях даже стоит система защиты, запрет на посещение некоторых сайтов. Но я выступаю за то, чтобы в классах использовалась техника, в том числе и личные гаджеты учеников.

В самом же процессе поиска ответа в Google нет ничего страшного. Лет десять назад в школе всех волновало, выполнил ли ученик задание и нашел ли верный ответ. Но сейчас речь не идет об одном верном ответе, сейчас важнее смотреть на ход мысли ученика, на разные варианты решения одной задачи.

Мы не должны просто обвинять учителей или детей. Вместо этого мы должны предложить больше платформ, где и тем, и другим будет действительно интересно заниматься.

Полная версия интервью - https://www.kommersant.ru/doc/3760269

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Новая серия мультфильма «Приключения робота Каспера», в доступной форме рассказывающая детям о том, чем опасны переходы по «случайным» ссылкам.

  • Предлагаем вашему вниманию три издания, посвященные глобальным культурным процессам, которые происходят сегодня во многих странах, в частности, в России, и отражаются в том числе на интернет-пространстве. Понимание этих процессов поможет родителям и педагогам в информационной защите подрастающего поколения.

  • Эксперт по информационной безопасности и отец двух сыновей Лев Матвеев рассказывает, как научить детей разумно вести себя в Сети.

  • К сожалению, в наше время часто встречаются случаи взлома электронной почты или профиля в социальных сетях. Злоумышленники крадут персональные данные или от имени своей жертвы просят ее подписчиков срочно помочь деньгами. Самый простой способ этого избежать - установить сложный пароль и регулярно его менять.

  • Директор по международным образовательным программам KidZania в Великобритании Гер Граус рассказал о том, нужно ли ограничивать детям доступ к соцсетям.

  • Новая серия мультфильма «Приключения робота Каспера», в доступной форме рассказывающая детям об опасностях, которые таит в себе интернет-общение с незнакомыми людьми.

Родительская школа «Информационная безопасность детей» (с) 2018

По всем вопросам пишите на parentschool@ro.ru

Сайт создан на средства Фонда президентских грантов. Договор о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-2-005486. При любом использовании материалов на сайте обязательна ссылка на источник.

СДЕЛАЛ  AIGER