Советы

Помочь своему ребенку

В чем причина эффективности деструктивного воздействия на ребенка, как это влияние заметить и что делать – рассказывает директор АНО «Центр когнитивной психологии», практикующий психолог Светлана Брижак.

Исследования и практическая деятельность в области информационно-психологической безопасности показывают, что одна из главных причин «успешности» информационного влияния – слабость детско-родительских отношений, недостаток любви и понимания в семьях. 

У детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. 

Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка. Некоторые родители предъявляют детям слишком завышенные требования, чрезмерно контролируют, критикуют, подавляют свободную растущую личность, что приводит к заниженной самооценке, чувству вины и «плохости» жизни в этом мире. 

Если вы заметили у своего ребенка следующие признаки: 

– Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствияот деятельности, которая раньше нравилась

– Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению

– Снижение успеваемостииз-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания

– Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше)

– Вялость, хроническая усталость

– Грустное настроение или повышенная раздражительность

– Идеи собственной малоценности, никчемности

– Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком

– Показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ – как возможные проявления депрессии

Рекомендуем вам обратиться к специалисту!

Работа по информационно-психологической безопасности эффективна в двух направлениях:

  • Уроки по информационной безопасности, медиаобразованию
  • Корректировка детско-родительских отношений через когнитивно-поведенческую проработку (консультирование) 

Псевдозаменителями эмоциональной радости становятся компьютерные игры, «тусовки» со сверстниками, просмотр видео и музыкальной продукции, которые несут в себе разрушительные идеи, отчаяние, уныние, агрессию и бессмысленность бытия. В таком состоянии ребенок очень уязвим к любому информационному влиянию. 

Излюбленные приемы манипуляторов

  1. Положительное подкрепление девиантного поведения 
  2. Использование «звезд», мультперсонажей 
  3. Подмена смысла и понятий, ассоциативный перенос, когда реальность подается как тусклая и безрадостная, а, например, загробная жизни после суицида таинственной, счастливой и свободной

Основные принципы разговора с ребенком, находящемся в кризисном состоянии:

  • Успокоиться самому
  • Уделить все внимание ребенку
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи
  • Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он