В чем причина эффективности деструктивного воздействия на ребенка, как это влияние заметить и что делать – рассказывает директор АНО «Центр когнитивной психологии», практикующий психолог Светлана Брижак.
Исследования и практическая деятельность в области информационно-психологической безопасности показывают, что одна из главных причин «успешности» информационного влияния – слабость детско-родительских отношений, недостаток любви и понимания в семьях.
У детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится.
Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка. Некоторые родители предъявляют детям слишком завышенные требования, чрезмерно контролируют, критикуют, подавляют свободную растущую личность, что приводит к заниженной самооценке, чувству вины и «плохости» жизни в этом мире.
Если вы заметили у своего ребенка следующие признаки:
– Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствияот деятельности, которая раньше нравилась
– Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению
– Снижение успеваемостииз-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания
– Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше)
– Вялость, хроническая усталость
– Грустное настроение или повышенная раздражительность
– Идеи собственной малоценности, никчемности
– Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком
– Показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ – как возможные проявления депрессии
Рекомендуем вам обратиться к специалисту!
Работа по информационно-психологической безопасности эффективна в двух направлениях:
- Уроки по информационной безопасности, медиаобразованию
- Корректировка детско-родительских отношений через когнитивно-поведенческую проработку (консультирование)
Псевдозаменителями эмоциональной радости становятся компьютерные игры, «тусовки» со сверстниками, просмотр видео и музыкальной продукции, которые несут в себе разрушительные идеи, отчаяние, уныние, агрессию и бессмысленность бытия. В таком состоянии ребенок очень уязвим к любому информационному влиянию.
Излюбленные приемы манипуляторов:
- Положительное подкрепление девиантного поведения
- Использование «звезд», мультперсонажей
- Подмена смысла и понятий, ассоциативный перенос, когда реальность подается как тусклая и безрадостная, а, например, загробная жизни после суицида таинственной, счастливой и свободной
Основные принципы разговора с ребенком, находящемся в кризисном состоянии:
- Успокоиться самому
- Уделить все внимание ребенку
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет
- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи
- Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он