ПРОГРАММА «ЖИТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

Проект “Школа цифровой грамотности семьи” на территории Приморского края направлен на создание постоянно действующей образовательной площадки по повышению цифровой грамотности родителей, педагогов системы общего и дошкольного образования гг. Владивосток, Артем, с. Вольно-Надеждинское.
Разработана модульная программа трехступенчатого повышения компетенций в области цифровой грамотности «Жить в цифровую эпоху» (32 часа очных и дистанционных занятий).
Обучено по программе “Жить в цифровую эпоху” 50 педагогов г. Артема с использованием интернет сервисов.
В процессе реализации проекта были проведены индивидуальные онлайн консультации по корректировке детско-родительских отношений для 30 семей и онлайн консультации медиа юриста по основам семейного законодательства в сфере Интернета для 20 семей.

В сентябре состоится межмуниципальная родительская конференция
с участием руководителей, методистов и педагогов школ и дошкольных образовательных организаций Владивосток Артем В-Надеждинское по проблемам формирования и развития собственных навыков противодействия недостоверной информации и обучения своих детей первичным основам критического мышления и пропедевтике фактчекинга.

В период реализации проекта прошли встречи со специалистами организаций, партнеров проекта: Министерства цифрового развития и связи Приморского края, ПАО Ростелеком, Уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае с целью определения схемы взаимодействия профильных структур и общественных организации для эффективного решения задач, стоящих перед Приморским краем в сфере повышения цифровой грамотности родительской и педагогической общественности.
По результатам реализации проекта в сентябре 2022 года будет организован прямой эфир на ОТВ Прим.
Одной из важнейших задач государства в эпоху цифровизации является повышение цифровой грамотности населения. Любые методологии, технические средства и иные ресурсы будут иметь лишь поверхностный эффект, если культура непрерывного самосовершенствования не привита населению должным образом. Об этом говорится во всех документах, регламентирующих политику государства в сфере цифровой экономики:
(1) Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (http://government.ru/rugovclassifier/614/events/), https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/874/).
(2) Региональный проект Информационная безопасность. Приморский край https://strategy24.ru/25/management/projects/informatsionnaya-bezopasnost-primorskiy-kray.
(3). Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)». http://government.ru/docs/3369/.
(4) Доктрина Информационной безопасности России http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161033). И других.
Однако, на наш взгляд, прослеживается серьезный дисбаланс между показателями формирования цифровой экосистемы и уровнем цифровой грамотности населения, который не меняется на протяжении длительного времени.
По результатам исследования НАФИ (https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/), доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%).
В результате низкой цифровой грамотности населения в Приморском крае наблюдается всплеск преступности в информационно-телекоммуникационной сети интернет. В 2020 г. киберпреступность выросла на 87,8% в сравнении с 2019 г. (Аналитическая записка Минцифры Приморского края 15.04.2021 г.).
В качестве проблемы мы обозначили низкую мотивацию участников нашей целевой группы к самообразованию, и неоправданно завышенную самооценку в отношении уровня личной цифровой грамотности, с другой стороны.
Так, почти 60% родителей – участников анкетирования, которое проводилось в 2019 году в рамках реализации проекта «Родительская школа. Наши дети в Интернете» посчитали проведение обучающих мероприятий не актуальным. Практически такое же количество опрошенных (57%) считали свой уровень цифровой грамотности – высоким. 37% родителей не видят необходимости в обучении детей основам цифровой грамотности.
В условиях стремительно развивающегося информационного пространства низкий уровень информационной культуры приводит к серьезному повышению рисков нахождения в виртуальных средах (различные виды мошенников, экстремизм, вредоносный контент, влияющий на психическое здоровье детей и др.), а низкий уровень цифровой грамотности родителей и педагогов, беспечность по отношению к необходимости обучения детей основам информационной культуры с раннего возраста является миной замедленного действия, повышающего степень рисков нахождения детей в сетях.
Повышение цифровой грамотности родителей и педагогов не только сформирует компетенции, которые помогут безопасно работать в цифровых средах уже сейчас, но и служит залогом успешности и безопасности наших детей в будущем.

ПРОГРММА «РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА «НАШИ ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ»
Проект «Родительская школа. Наши дети в Интернете» является продолжением работы проектов – победителей Фонда президентских грантов «Родительская школа. Информационная безопасность семьи». В качестве партнеров выступают Департамент образования и науки Приморского края, ПРО ВОД «Матери России», Региональная инновационная площадка на базе детского сада № 3, «Тигренок», которая привлекает к работе по проекту родителей и сотрудников 2 детских сада: МБДОУ №6, МБДОУ № 9.
Общее количество участников проекта составило 1150 человек, в том числе 1080 родителей, имеющих детей в возрасте 3-7 лет, и сотрудники детских дошкольных учреждений в количестве 70 чел.
В задачи проекта входит обучение родителей и сотрудников основам информационной безопасности для снижения рисков нахождения детей в социальных сетях в последующем. Для этого для родителей и сотрудников будут организованы семинары по темам: «Дети и соцсети», «Семья и закон», «Информационная безопасность семьи», «Контакт с ребенком – подушка безопасности». Для закрепления полученных знаний и приобретения навыков будут проведены мастер классы по темам семинаров.
Было проведено анкетирование участников проекта, и разработаны методические рекомендации для сотрудников детских дошкольных учреждений и памятка для родителей по направлению кибербезопасность.
По результатам реализации проекта изготовлен 3-5 минутный видео ролик для дальнейшего продвижения проекта на территории Приморского края, а также икс стойки и пресс вол для организации фотозоны на территории Региональной инновационной площадки при проведении метод объединений сотрудников детских дошкольных учреждений по теме кибербезопасности.
По проекту работала профессиональная команда, которая успешно проводит обучение родителей в рамках проектов-победителей Фонда президентского гранта с 2017 года.

ПРОГРАММА «АЗБУКА МЕДИАГРАМОТНОСТИ»
С 1 февраля 2021 года по 31 октября 2021 года в рамках проекта “Родительская школа “Азбука медиаграмотности”, направленного на повышение цифровой и медиаграмотности родителей детей старшего дошкольного возраста, командой проекта была разработана и реализована программа просвещения «Азбука медиаграмотности».
Обучение прошло на базе дошкольных образовательных организаций города Владивостока и города Артёма Приморского края в сети Интернет на площадке сервиса для видеоконференций ZOOM для 100 родителей.
В рамках реализации проекта специалисты подготовили и опубликовали электронный вариант сборника методических материалов для родителей (игры, задания и упражнения для детей; методические рекомендации по их использованию для родителей) и электронный вариант методического пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций по технологии развития критического мышления детей 5-7 летнего возраста в ДОУ.
На завершающем этапе реализации проекта была проведена краевая родительская интернет-конференция (200 человек) с участием руководителей, методистов и педагогов дошкольных образовательных организаций Приморского края по проблемам формирования и развития собственных навыков противодействия недостоверной информации и обучения своих детей первичным основам критического мышления и пропедевтике фактчекинга.
Ключевая идея конференции – актуализация проблемы развития навыков мышления, помогающих ребёнку критически воспринимать новую информацию и распространение значимых результатов и продуктов проекта. Под медиаграмотностью родителей мы понимаем знание ими основных правил распространения новой информации, которую получают дети из различных источников (мультфильмы, кинофильмы, картинки в книгах, детская реклама, песни, игры, общение со старшими и сверстниками и т.п.), и умение проверять информацию на достоверность и безопасность.