Успеваемость школьников способны раскрыть соцсети

Исследователи Высшей школы экономики определили, чем отличается «цифровой след» троечника от отличника.

Активность подростков в соцсетях с высокой долей вероятности говорит об их успеваемости в школе. Подростки, предпочитающие научно-популярным статьям и тонким шуткам гороскопы и «прикольные» картинки, по уровню интеллекта отстают от своих сверстников примерно на два года в школе. «Цифровой след» школьников в интернете сопоставили с их успехами в учебе представители Высшей школы экономики (ВШЭ) в рамках научного исследования более 4 тыс. пабликов. Администраторы пабликов называют результат ожидаемым, а психологи призывают принять во внимание эмоциональное напряжение, в котором пребывают 15-летние подростки.

Специалисты Высшей школы экономики провели анализ профилей в соцсетях 4,4 тыс. российских школьников в рамках лонгитюда «Траектории в образовании и профессии», призванного выявить факторы, определяющие карьерный путь человека. В частности, рассматривался вопрос взаимосвязи успеваемости детей и их интересов в соцсетях.

Для исследования было отобрано около 4,5 тыс. пабликов «ВКонтакте»: от сообществ с научно-популярными статьями до страничек с «прикольными» картинками и видео. Успеваемость школьников при этом определялась на основании результатов международного мониторинга PISA (программа позволяет в баллах оценить уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности 15-летних подростков). «Мы построили простую модель, которая позволяет спрогнозировать результаты PISA исходя из подписок учащихся на те или иные паблики»,— пояснил автор исследования Иван Смирнов, руководитель лаборатории Института образования НИУ ВШЭ.

Отметим, что Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяют 40 баллов в рамках тестирования как результат одного года школьного обучения. То есть любители мемов и гороскопов отстают от своих товарищей почти на два класса.

Иван Смирнов выделил при этом две полярные группы: отличники и троечники. Они различаются по трем основным аспектам: успеваемости, интересам и поведению в социальных сетях.

Дети с хорошей успеваемостью и в сети выбирают познавательные сообщества или паблики с интеллектуальным юмором. Их отстающие товарищи отдают предпочтение страницам с гороскопами, мемами и смешными видео. Господин Смирнов подчеркнул, что все исследуемые данные находятся в свободном доступе, то есть подросток осознанно демонстрирует круг своих интересов: «Возможно, что эти подписки играют определенную роль в самоидентификации, а также выполняют сигнальную функцию». Мнение о том, что интернет — открытая система, где все знания находятся в свободном доступе, по словам исследователя, нельзя считать правильным. 

Основную информацию подростки получают из новостной ленты «ВКонтакте», которую сами настраивают, согласно своим интересам: разделение на троечников и отличников реализуется и в социальных сетях. 

«Результаты исследования ожидаемы,— прокомментировал администратор сообщества МХК (”Мировая художественная культура”) Кирилл Греков.— Это ведь было и до соцсетей. Кто-то читал книжки, кто-то целыми днями гонял мяч. Гороскопы и приколы ничем не хуже научных статей. Они развлекают пользователей, интригуют, делают счастливее». 

«Подростки в возрасте 13–15 лет часто переживают кризис, испытывают постоянное эмоциональное напряжение,— пояснила Анфиса Калистатова, практикующий детский и подростковый психолог.— Школа отходит на второй план, ребенок не готов усваивать информацию». «Развлекательные сообщества — способ компенсации внутреннего напряжения,— считает эксперт.— Педагоги и родители должны проявить творческий подход в том, как снова заинтересовать ребенка в получении знаний».

К похожей стратегии прибегают администраторы интеллектуальных пабликов для молодежи. Господин Греков подчеркнул: «Есть развлекательные паблики с нотками умных приколов. Наша цель — не обучить, а заинтересовать. Если человек не понял шутку, он ее прогуглит».

Как использовать результаты исследования в повседневной жизни, специалисты сказать пока не могут. «Что касается практики, то тут сложно говорить. Потому что на самом деле мы не знаем, есть ли какое-то плохое или, наоборот, хорошее влияние от подписок»,— отметил господин Смирнов.

Подготовлено «Коммерсантъ» – https://www.kommersant.ru/doc/3714714

Оригинал изображения (главная иллюстрация) – https://vk.com/proektbi?z=photo-167963512_456239094%2Falbum-167963512_00%2Frev